Нормативно-правовая база дополнительного образования
Международный уровень
- Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) «…ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7).
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)
«…государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29) [1]
Показать большеФедеральный уровень
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) «… Каждый имеет право на образование…» (Статья 43)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016), гарантирующий право каждого человека на образование в РФ (Статья 5)
В статье 10, п. 2 ФЗ определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т.е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.
В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам».
Особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (Статья 75) - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015)
«…при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка»(Статья 9) - Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД)
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации») — основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р) «…создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности».
Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня. Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ. - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28)
- _____________________________
Комментарии к документам - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 года № 1)
— Паспорт проекта
— Реализация проекта
Главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом регионе Российской Федерации современных региональных систем дополнительного образования детей. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
Утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года № Пр-827 - КОМПЛЕКС МЕР по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 — 2020 годы
Региональный уровень
- Закон Омской области от 18 июля 2013 года №1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области» (Принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 г. N 218)